Как помочь запомнить стихотворение ребенку
Заучивание текстов – это вид работы детей, в котором идёт закрепление в памяти тех текстов, которые должны воспроизводиться абсолютно точно. Заучивание с голоса учителя – логопеда или воспитателя необходимое и обязательное упражнение в системе логопедической работы с детьми, имеющими речевые нарушения. Разучивание стихотворений является одним из испытанных приёмов развития речи детей. Выученные наизусть загадки, стихи и прочие стихотворные формы дают детям прекрасные образцы речи – это меткие слова, образные выражения, разнообразные по конструкции предложения.
Дальнейшая задача состоит в том, чтобы помочь детям пользоваться этими образцами в свободной речи.
Сам процесс разучивания стихотворения развивает память, активизирует слуховое внимание на речь, приучает к чистому говорению и правильному интонированию.
При разучивании стихотворения, методически целесообразной и удобной представляется работа в три этапа:
- Первичное восприятие и воспроизведение материала.
- Первичное заучивание.
- Закрепление заученного материала.
1 этап: Первичное восприятие и воспроизведение материала
При первичном восприятии материал охватывается кратковременной памятью, а чтобы он без приложения волевых усилий запоминался в долговременной памяти, нужно, чтобы интересы ребёнка были связаны с данным материалом, чтобы материал подкреплялся наглядностью и вызывал яркие впечатления.
В создании таких оптимально выгодных условий большое значение имеет специально организованная беседа.
- Беседа строится на языковом материале стихотворения.
- В беседе необходимо обыграть ситуацию, описанную в стихотворении или близкую к ней.
- Беседа должна проводиться на высоком эмоциональном уровне и сопровождаться наглядностью.
- Логическим завершением беседы должно быть прослушивание выразительного чтения стихотворения взрослым.
2 этап: Разучивание стихотворения
Методика состоит из двух методов:
Метод увеличения объёма – когда заучиваемый материал усваивается по частям, при этом каждый раз текст повторяется с самого начала + вновь выученная часть.
Метод скоростного воспроизведения, суть которого заключается в способности быстро вспомнить и быстро воспроизвести знакомую часть, при этом каждая новая часть повторяется с ускорением в 3-4 раза.
3 этап: Закрепление заученного материала
При закреплении осуществляется перенос материала из кратковременной памяти в долговременную память.
Особенность развития долговременной памяти такова, что наибольшее количество материала забывается сразу же после заучивания в первые сутки. Далее в течение 10 -12 суток материал продолжает стираться из памяти, но уже не значительно. При этом с увеличением количества забываемого материала, увеличивается число ошибок при воспроизведении.
Для того чтобы это не произошло нужно:
- Начать повторение в день заучивания, очень хорошо, если есть возможность повторить и в середине дня.
- И обязательно перед сном, последнее, что должен повторить ребёнок это стихотворение.
- В последующие 10 суток стихотворение желательно повторять 1 раз в день.
|